Найти: на 

To translate the text to the English, German or French languages, press the button located in the bottom part

Подпишись на новости сайта
Ставропольская "мафия"

 

 

artemiev.jpg (2116 bytes)
Независимое голосование. Фабрика звезд


ФОБОС: погода в г.Ставрополь

Александр Солженицын - уроженец Ставрополья
solzh2.jpg (22106 bytes)

Неприличные картинки
portre_sinchinov.jpg (8662 bytes)

 

Ажгихина Н. И.

"Железная леди" или Баба Яга? "Женская тема" в современной российской прессе

Женские образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. Не будет преувеличением сказать, что именно эти образы и стереотипы во многом определяли в прессе "лицо эпохи", а также идеологический вектор, эпохе созвучный. Заинтересовавшись "коллективным портретом" периода тридцатых годов, мы с коллегами проштудировали подшивки журнала "Огонек". Удивлению нашему не было предела: вместо обилия погромных статей о политических процессах (которых, кстати, вообще в журнале практически не было - только немногочисленные официальные сообщения, очень сухие и краткие) на страницах издания мы обнаружили невероятное количество очерков о советских женщинах, а также фотографий. Вообще подавляющее количество иллюстраций - более 70 процентов - составляли женские портреты, в интерьере трудовой деятельности или "парадные", в полный рост; улыбающиеся и переполненные энтузиазмом и счастьем лица ткачих и пианисток, сбросивших паранджу гордых жительниц Востока и северянок, пионерок, спортсменок, летчиц... Именно они - тщательно отретушированные и мастерски исполненные, поданные щедро - в полполосы или на целую "огоньковскую" полосу - и представили слепок и образ эпохи.

Практически на всех ступенях развития советского общества образы женщин использовались в журналистике как мощное пропагандистское средство - не только в силу их экспрессивности и действенности (сотни летчиков рвались в бой отомстить за Марину Раскову, а девочки мечтали "делать жизнь" с Ули Громовой или Зоей Космодемьянской), и даже не потому что активная жизненная позиция женщин, которым советская власть дала равноправие и возможность участия в общественной практике, как нельзя более выигрышно иллюстрировала неоспоримые преимущества социализма. Эти образы, отшлифованные прессой, давали идеологии неоценимый инструмент и способ влияния на самые потаенные уровни общественного сознания, подсказывая не только способ мысли, но и способ чувства, создавая новые поведенческие и эмоциональные модели. В этом смысле женские стереотипы были несомненной находкой и выполняли роль не просто красноречивой иллюстрации, но непосредственной - и важной - части советской идеологии.

Неудивительно, что в период "оттепели", когда возникла возможность некоторого, тщательно спрятанного в одежды "эзопова языка", плюрализма точек Зрения в тех или иных конкретных сферах, дискуссия немедленно затронула и "женскую тему". Если, скажем, официозная печать по-прежнему пропагандировала

 

 

многостаночниц и ударниц труда, то "левая альтернативная" периодика, ориентированная на западные ценности, немедленно взяла на вооружение образ "девушки, сошедшей с журнала мод", пассивной в общественном, но активной в личном, подчеркнуто зависимой от мужчины. А "право-альтернативные", новоявленные почвенники, противопоставили официальному традиционный образ русской крестьянки, также безразличной к общественной жизни, но живущей в согласии с природой. В годы застоя можно было даже не читать внимательно публикации о женщинах в том или ином издании - роли были распределены. Если "Правда" по-прежнему трактовала женщину как "работницу и мать" (формулировка Н.К.Крупской, которой партийная печать руководствовалась десятилетиями), то, скажем в "Литературной газете" или "Юности" скорее всего появлялись материалы о тех, кто решил посвятить себя мужчине или семейному очагу - и это однозначно воспринималось либеральной интеллигенцией как признак "демократического взгляда на мир". Неудивительно и то, что с началом перестройки, когда все старые идеологические каноны были разрушены, "альтернативный канон", пришедший из либеральной и самиздатской периодики, занял роль официального. Это было справедливо и по отношению к "женской теме". Если до перестройки магистральным был имидж бой-бабы, депутатки и коммунистки, то в конце 80-х центральное место в периодике занял образ женщины домашней. Идея "естественного предназначения женщины" прежде всего как жены и матери присутствовала во всех практически демократических изданиях - в том числе и с легкой руки М.Горбачева, неоднократно заявлявшего о том, что "нужно освободить женщин от непосильного труда и дать им возможность больше бывать дома". Горбачев хотел, конечно, как лучше - и имел в виду возможность выбора для женщин, которой они не имели в результате тотальной трудовой повинности. Но вышло так, что идеалом женщины в прессе стала именно домохозяйка, подруга мужчины-деятеля (позднее - "нового русского", характерна фраза из рекламы "женщина - Друг бизнесмена"), деловая же женщина была представлена в негативном плане - как неудачница в личной жизни, лишенная всего человеческого "деловуха" или просто монстр, вроде Бабы-Яги. К 1991-93 годам - периоду расцвета новой периодики - женские образы в подавляющем большинстве изданий сводились собственно к двум: домохозяйки и фотомодели, победительницы конкурса красоты, имеющей перспективу стать подругой бизнесмена и домохозяйкой же (апофеозом можно считать публикацию в некогда пуританской "Правде", которая назвала победительницу конкурса "Мисс Вселенная" Юлию Курочкину самой большой российской патриоткой).

Современная пресса, представленная многообразием самых разнородных изданий, и соответственно - оценок и подходов, позволяет предположить некоторое многообразие и в интерпретации женских образов - а стало быть, и интерпретации идеи предназначения женщины в обществе. Результаты недавнего исследования, проведенного Ассоциацией журналисток, обнаружили довольно любопытные тенденции. В поле зрения исследователей попали национальные, московские и региональные издания: газеты "Известия", "Сегодня", "Московский комсомолец", еженедельники "Аргументы и факты", "Я молодой", региональные периодические издания, а также журналы для женщин "Работница" и "Крестьянка".

Оказалось, что общая доля материалов на "женскую тему" во всех изданиях (кроме "Работницы" и "Крестьянки") невелика. В "Известиях" они составляют всего лишь 1 процент от всех публикаций. В "Известиях" публикуются статьи и интервью, преимущественно посвященные деятельницам культуры и искусства и практически не представлены женщины в качестве экспертов или комментаторов важных событий, а также участников политического процесса. Любимая героиня газеты - домохозяйка, жена представителя элиты российского бизнеса (при этом подчеркивается, что в отличие от новичков-предпринимателей, семьи элиты - крепкие, жена здесь как правило - выпускница престижного вуза, помощница и советчица).

В "Сегодня" количество материалов о женщинах также невелико - в общей площади газетных полос они занимают чуть более 1 процента. Однако качество и направленность их принципиально иные: публикации распределяются более или менее равномерно по разделам "культура", "общественная жизнь", "социальная жизнь". Большинство публикаций носит информационный характер, героем принципиального выступления женщины становятся довольно редко, мнение женщин в основном приводится как фон ("Белла Куркова опасается дестабилизации в регионе", "солдатские матери требуют прекратить войну" и т.д.). Нет женщин на полосах экономики, нет женщин-экспертов по вопросам жизни государства. В то же время о женщинах довольно часто вспоминают на полосах, посвященных международной политике (прежде всего в связи с тем, что во многих странах женщины занимают ключевые позиции в государстве и находятся в центре внимания общественности и журналистов). В то же время никакой специфической "женской окраски" такие материалы не несут, и разговор о женском стиле в политике не возникал ни разу. В целом же героини газеты - люди с активной жизненной позицией, они постоянно в действии: Брижит Бардо борется за защиту животных, американские женщины - за свои права в мире мужчин, петербургские женщины-полицейские - за гуманизм. Общая гуманистическая направленность публикаций о женщине очевидна. Особого внимания заслуживает тема Чеченской войны - еще и потому, что большинство военных корреспондентов газеты - женщины: в частности, в "Сегодня" впервые было рассказано о мифологическом образе "снайпера в белых колготках", о женщинах в зоне военных действий. К сожалению, специальной темой это так и не стало, будучи включенным в общий обзор событий.

Газета "Московский комсомолец" дает чрезвычайно богатый материал для размышлений - непосредственно материалов о женщинах на ее страницах немного, зато многочисленны "лирические отступления" и замечания о женщинах. Наибольшее число публикаций о женщинах в МК - в разделе "социальная жизнь" и "разное", причем социальная жизнь представлена прежде всего информацией о преступлениях (эксперт газеты утверждает, что 80% преступлений совершается с участием женщин - не уточняя, правда, в каких случаях женщина является соучастницей, а в каких - жертвой). Политическая сфера затрагивает женщин лишь косвенно- например, упоминанием о том, что Черномырдин "всем своим видом показал, что ему приятно видеть живую Светлану Сорокину", или сообщением о том, что Хакамада "пришла на презентацию с другом" (в разделе "светская хроника"). Женщины-предпринимательницы появляются эпизодически - не забыв при этом заметить, что бизнес для них что-то вроде хобби, а вообще они "вполне нормальные". Практические советы, адресованные женщинам (прежде всего в области медицины) публикуются на специализированных страницах "Прививка", "Ты и я", "Родительское собрание". Чеченская тема включает короткие информации о солдатских матерях и "белых колготках", которых газета не считает мифом, но описывает живо и с интересом ("красивая, круглолицая, сероглазая, с короткой стрижкой, в камуфляже", - рассказ одного из солдат). Больше всего газета пишет об актрисах. Женщин-политиков практически нет среди героев принципиальных публикаций. Программное заявление на тему "Женщины и политика" принадлежит А.Аронову в статье о претендентках на президентское кресло (Галина Старовойтова и Элла Памфилова). "В президентской тоге, сшитой по моде парижским кутюрье, они выглядели бы очаровательно. Я бы в них влюбился сразу в обеих. Но голосовать бы не стал. Мы тут не в Индии. Женщину начальником не выберем". Это "лирическое отступление" в материале "Бог в деталях" принципиально отражает тенденции в освещении "женской темы" в издании в целом.

"Аргументы и факты" также не балуют женщин излишним вниманием - процент публикаций в общей массе примерно тот же. Характерно, что "АиФ" предпочитают героиню-маргиналку: проститутку, бомжиху, преступницу. Редко - звезду эстрады. Обычной трудящейся женщины на страницах еженедельника нет.

Другое дело - приложение к "АиФ" "Я молодой" - там девушек хоть отбавляй. Преимущественно полуодетых или вовсе обнаженных. Женщина в публикациях издания определенно трактуется как сексуальный объект, все остальные ее качества оцениваются как явно второстепенные.

Региональные издания (было проанализировано около 20 городских и районных газет, а также областных изданий центральной и южной России) также предоставляют в целом не более 1 % площади "женской теме", причем в местной печати проблематика эта занимает менее значительное положение, чем в центральных газетах. Сказывается и тот фактор, что в целом районки сохраняют традиционный "советский" облик, и то, что по всей видимости в жизни регионов женщины пока еще не играют заметной роли. Женщина-предприниматель как героиня в газетах редка так же, как и женщина-политик. Больше всего материалов посвящено социальным темам, и спектр их широк - проституция, раннее материнство, многодетные семьи, женское здравоохранение. Подавляющее большинство таких публикаций выдержаны в традиционной манере рассказа о "женщинах-труженицах" советской поры в канун 8 марта. Попадаются материалы о моде и о взаимоотношениях между полами - они выполняют как правило развлекательную функцию. Материалов, рассчитанных на женскую часть аудитории, практически нет нигде.

Интересно наблюдать и трансформацию типично "женских изданий" типа журналов "Работница" и "Крестьянка". Отказавшись от старых форм, они быстро перестроились и в чем-то стали походить на отечественных двойников западных "дамских" изданий. Вместо восторженного очерка о скотнице теперь в "Крестьянке" можно прочесть об основах учения Блавацкой, узнать новый рецепт домашнего вина и научиться угождать мужу в момент запоя. В "Работнице" первой в рейтинге популярности тем стабильно расположилось "рукоделие", далее следуют "досуг", "культура", "семья", "кухня" и "литературная страница", "политика" завершает список из 20 пунктов. По объему лидируют публикации о литературе, затем следуют "культура", "досуг", "рукоделие", "семья", "оккультизм". Политика также замыкает перечень.

Остается добавить - подавляющее большинство материалов на "женскую тему" (в том числе и те, которые представляют женщину карикатурно или в качестве сексуального объекта, а также просто полной идиоткой) - написаны авторами-женщинами.

Все сказанное позволяет сделать два вывода. Первый сводится к тому, что современная российская печать не имеет в настоящий момент единодушного мнения о женщине, не предлагает какую бы то ни было единую концепцию ее предназначения в обществе, а стало быть, дает возможность для развития подлинного плюрализма в освоении и интерпретации данной проблемы. И второй - "женская тема" недостаточно представлена в периодике и не отражает реального положения дел. Женская аудитория (а женщины составляют 53% населения России) не востребована и не пользуется вниманием газет - 1 % от всей газетной площади, посвященный женщинам, говорит сам за себя. Остается надеяться на то, что ситуация в будущем все-таки изменится в пользу женщин. Хотя для того, чтобы это произошло, "женская тема", скорее всего, должна выйти из "подполья" не только в журналистике, но и в масштабах общества в целом.


Ставропольские женщины
проголосуй за самую красивую

048_001.jpg (73444 bytes)

Женские тайны дочери Горбачева
doch_gorby.jpg (6101 bytes)

Меня любит Julia Roberts"
jurob.jpg (14323 bytes)

Наталья Орейро в бикини и без...
nata_animo.gif (55669 bytes)

Телефоны агропредприятий Ставрополья
BS00864A.gif (2535 bytes)
Книгу можно купить, телефон (8652) 94-14-56

 

  

     be number one  TopList  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru  Яндекс цитирования  Поиск в каталоге ZABOR.COM 

Вопросы или комментарии по поводу текущего сайта можете задавать в гостевой книге.
Copyright © 2000 - 200
4 Mikhail Melnikov
Последнее обновление: 07.02.04

Hosted by uCoz