Найти: на 

To translate the text to this and other pages to the English, German or French languages, press the button located in the bottom part

artemiev.jpg (2116 bytes)
Независимое голосование. Фабрика звезд


ФОБОС: погода в г.Ставрополь

 

 

Доска бесплатных объявлений

 

2001-04-04
Интервью с Петровской

Хормейстер


Ирина Петровская, известный телевизионный критик, не любит долго сидеть на одном месте. Газеты, в которых появлялись ее жесткие, принципиальные разборы, менялись без сожаления и обид – "Независимая газета", "Известия", "Общая газета". Еще она не любит быть начальником, год пробыла главным редактором еще не глянцевых "Семи дней" и поняла, что не может отвечать за судьбы других людей.

Свое появление на телевидении в качестве ведущей "Пресс-клуба" она объясняет так: "Я еще не выработала культуру отказа".

С Ириной Петровской беседует наш корреспондент Елена Владимирова.

– Ирина, мне кажется, когда известный телекритик, обозреватель одной из крупнейших газет становится еще и ведущим телепрограммы, то нарушаются какие-то этические принципы. Ведь совершенно очевидно, что он уже не может объективно судить о работе той телекомпании, в которой работает сам. Думаю, вам трудно в своем обзоре покритиковать какую-то неудачную программу Авторского телевидения?

– Конечно, это огромная этическая проблема. Человек, пишущий о телевидении и к тому же работающий на телевидении, страшно подставляется. Любой телевизионщик, ставший жертвой телекритика, может ему сказать: "А сам-то ты! Посмотри на себя!" И если у тебя не очень хорошо получается, то крыть нечем.

Что касается конкретно этой телекомпании... Я вспоминаю, как однажды Сергей Доренко говорил о степенях своей свободы в зависимости от того, какому хозяину он служит. Говоря о Березовском, он сказал: "Вот есть сектор 360 градусов, и есть один маленький секторочек в 10 градусов, который я обхожу". О себе могу сказать, что я даже этот маленький сектор не обхожу – продолжаю писать об Авторском телевидении.

В данном случае мне повезло – это действительно хорошая компания. Кстати, о хорошем труднее писать, чем о плохом. Например, на Авторском телевидении появился замечательный проект "Уроки русского", он идет днем по ТВЦ. Наши великие актеры читают произведения классики. Я испытывала огромное душевное смятение, потому что понимала, что это достойно быть отмеченным, и в то же время испытывала неловкость, ибо это работа Авторского телевидения. Все-таки в одном из своих обзоров я о нем написала. Но, конечно, и у меня есть небольшой секторок, на который я обращаю менее пристальное, чем прежде, внимание.

– Почему же вы обрекли себя на такие душевные "мучения" и согласились стать ведущей "Пресс-клуба"?

– Дело происходило следующим образом. Я собиралась ложиться на операцию, и в это время мне позвонила Кира Прошутинская и сказала: "У нас появилась такая идея, чтобы ты стала ведущей "Пресс-клуба". Я в тот момент, естественно, думала только о том, как будет проходить операция, и не сказала ни да, ни нет, и тем самым дала основание для надежды. Когда же я вышла из больницы, то выяснилось, что "Пресс-клуб" уже стоит в эфире, и вопрос о том, что его буду вести именно я, уже решен. Таким образом я была поставлена перед фактом. И, в общем, не жалею об этом.

Вообще мне нравится пробовать какие-то новые вещи. Я по гороскопу Рыба, поэтому обычно плыву по течению, но если находится кто-то, кто мне это течение меняет, то я не без интереса плыву в новом. Мне кажется, что Кира Прошутинская, предложив мне стать ведущей "Пресс-клуба", совершила героический поступок, потому что она себя обрекла на сравнение. Мне-то было легче – я новичок. Но весь первый сезон, естественно, все сравнивали, кто из нас лучше, хотя это совершенно неправомерно, потому что мы с ней относимся к совершенно разному типу людей. Когда я ушла из "Независимой газеты", то все равно продолжала ревниво следить – хуже или лучше делается там полоса "Телевидение". И когда видела, что получается хуже, была удовлетворена. На самом деле мало кто способен отдать свой проект да еще потом активно помогать, эмоционально заряжать перед записью, рецензировать, как делает это Прошутинская.

– Как вы определяете свою роль в "Пресс-клубе"?

– Для себя ее определяю так: я – один из газетчиков, который дирижирует другими газетчиками и гостями, ни на что большее я стараюсь не претендовать. Я вовсе не стремлюсь высказать свою позицию, свое отношение к проблеме. В крайнем случае, могу выразить ее, может быть, в интонации, улыбке или, наоборот, в гримасе отвращения. За это меня, правда, ругают, потому что я не имею на это права. Я человек, который дирижирует другими, и все.

Мы с руководством АТВ договорились, что как только я почувствую, что мне это неинтересно, что меня это угнетает, то найдут другого человека, который примет на себя некое дежурство и станет посредником между газетчиками и телевидением. Собственно, у телекритика в газете такая же роль. Он тоже посредник, хотя и крайне неприятный телевизионщикам.

– В одном из интервью Кира Прошутинская говорила, что она отказывается от ведения "Пресс-клуба", потому что потеряла ориентиры и не может понять, что во благо, а что во вред. У вас с ориентирами все в порядке?

– Почему Прошутинская приняла такое решение, это вопрос к ней. Возможно, у нее просто накопилась усталость, захотелось что-то изменить. Я тоже время от времени меняю газеты.

– Вам проще делать программы, темы которых вам понятны и близки?

– У меня удачнее получаются как раз те программы, когда я не в теме. Конечно, я готовлюсь заранее, читаю огромное количество статей, но все равно, чем меньше я знаю, тем лучше у меня получается. У меня появляется совершенно искреннее желание что-то узнать самой.

– Одно время "Пресс-клуб" шел в прямом эфире, сейчас же он идет в записи. Работать стало легче?

– В каком-то смысле да. Когда идет прямой эфир, часто возникает ощущение чего-то недоговоренного. В записи тоже иногда есть такое ощущение, но это естественно – нельзя же в одной программе обсудить все и "закрыть" тему.

В прямом эфире, конечно, больше какого-то драйва, и люди как-то быстрее заводятся. Кстати, очень важно, когда в студии есть какая-то харизматическая личность, человек, способный завести собравшихся, спровоцировать их, вызвать спор, дискуссию. Например, замечательный в этом смысле персонаж Женя Альбац. Она никогда ни с чем не согласна. О чем бы ни шла речь, берет микрофон и говорит: "Я не согласна", после этого все и начинается.

– Но в последнее время в "Пресс-клубе" не появляются ни она, ни другие яркие, способные завести публику журналисты. К примеру, давно не было видно ни Александра Минкина, ни Андрея Черкизова, выступления которых всегда вызывали интерес.

– Но это уж как получается. Как раз на предновогодней программе, посвященной русскому языку, ярких, интересных людей было много – пришли Галина Шергова и Вячеслав Пьецух, Владимир Вишневский и Дмитрий Пригов, Дмитрий Быков и Бари Алибасов, Виталий Коротич. Мы решили подвести итоги века, посмотрев, в какой мере язык отражает изменения социальные и культурные. Попросили каждого назвать три слова, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают уходящий век. Получилось очень забавно. Вообще цель нашей программы вовсе не в том, чтобы вызвать скандал или собрать людей, которые будут грызть друг друга, хотя, может быть, зрителям за этим и интересно следить.

– А как бы вы сформулировали задачу вашей программы?

– Телевидение за последние десять лет, к сожалению, исключило функцию социального просвещения, а это вещь необходимая и полезная. Реформы гайдаровские и ельцинские, по-моему, проваливались не только потому, что делались непопулярными методами, но и потому, что людям не объясняли их суть и цель. А это необходимо объяснять.

Сейчас все, что исходит от правительства, априори вызывает отрицательную реакцию, хотя доверие к Путину колоссальное. На государственном канале такие просветительские программы, вроде нашей, необходимы.

– Первые люди государства охотно приходят на вашу программу?

– Вначале привлечь их было неимоверно трудно, ибо они не приучены разговаривать с людьми, но сейчас произошел заметный сдвиг.

– Как-то в своем интервью один из руководителей РТР, Александр Акопов, сказал, что все программы производителей обязательно контролируются. Ощущаете ли вы такой контроль или цензуру?

– Контролировать производителей очень логично. У канала существует своя редакционная политика, впрочем, как и у любой газеты. Естественно, программа должна вписываться в эту политику. Иначе зритель не поймет, чего же мы добиваемся. Но никакого давления цензуры мы не ощущаем, более того, если бы оно существовало, меня бы здесь не было.

В самом начале работы Олега Добродеева на канале РТР мы говорили ему, какие темы собираемся обсуждать в "Пресс-клубе". Он не возражал и никаких пожеланий не высказывал. Я могу припомнить только один случай, когда нам посоветовали не брать тему – речь шла о Тэфи, а программа должна была выйти накануне ее вручения. То, что нам посоветовали не делать этого, было абсолютно правильно. Действительно, на одном из каналов говорить о работе других не совсем этично.

Иногда, когда у нас в записи бывает перебор во времени и приходится чье-то выступление сокращать, этот человек начинает обвинять нас в политической цензуре. Убедить его, что это просто нормальный технологический процесс, нелегко.

– У вас не возникает ощущения, что ваша программа, существующая более десяти лет, устаревает?

– Я не могу смотреть на нее со стороны. Меня радует ее рейтинг, хотя к рейтингам я отношусь довольно скептически. Мы выходим в субботу в пять часов вечера, когда людям есть чем заняться, а тем не менее наш рейтинг доходил до 8%, что иногда больше, чем у воскресного "Зеркала" Сванидзе.

– Вы смотрите свои программы в эфире?

– Никогда! Как только я представляю, что сейчас люди сидят у телевизоров и смотрят на меня, я не могу заставить себя сесть перед экраном. Я записываю их и потом смотрю ночью, в одиночестве, чтобы не слышать реплик ни мужа, ни дочери.

– Что приносит вам большее удовлетворение – работа в газете или на телевидении?

– Конечно, в газете. Я абсолютно газетный человек. Может быть, кому-то это покажется кокетством, но то, что мое лицо регулярно видят миллионы, меня вовсе не приводит в восторг. Свои уже вышедшие газетные тексты я могу перечитывать по нескольку раз, а пересматривать свои программы могу, только если нужно для дела.

Я по специальности телевизионный журналист. Заканчивала телевизионное отделение на факультете журналистики. Начинала работать на телевидении, в Молодежной редакции. Работала, правда, недолго, но поняла, что это коллективный труд, а мне ближе – индивидуальный. В газете большая степень внутренней свободы – все зависит только от твоего ума и способностей. На телевидении же многое зависит от того, как оператор поставил свет, звукорежиссер – звук, как смонтировал режиссер, да просто от того, какое у тебя самочувствие, в каком ты пришел настроении. Камера отражает все.
Елена Владимирова

 

SpyLOG    SpyLOG  

Ставропольские женщины
проголосуй за самую красивую

048_001.jpg (73444 bytes)

Меня любит Julia Roberts"
jurob.jpg (14323 bytes)

Наталья Орейро в бикини и без...
nata_animo.gif (55669 bytes)

Телефоны агропредприятий Ставрополья
BS00864A.gif (2535 bytes)
Книгу можно купить, телефон (8652) 94-14-56

VIP Stavropol:
особо важные персоны Ставрополья

biogra1.gif (8327 bytes)

Неприличные картинки
portre_sinchinov.jpg (8662 bytes)

Александр Солженицын - уроженец Ставрополья
solzh2.jpg (22106 bytes)


 

  

     be number one  TopList  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru  Яндекс цитирования  Поиск в каталоге ZABOR.COM 

Вопросы или комментарии по поводу текущего сайта можете задавать в гостевой книге.
Copyright © 2000 - 200
4 Mikhail Melnikov
Последнее обновление: 05.01.03

Hosted by uCoz