| |
Управляющий
Владикавказской железной дороги И. Д. Иноземцев
перед уходом на пенсию.
Родился он в
1843 году в станице Григорополисской
Ставропольской губернии, в семье казачьего
офицера. В раннем возрасте остался сиротой. Отец,
Дмитрий Иванович Иноземцев - храбрый офицер, умер
от ран после одного из многочисленных сражений
на Кавказе. За казачий счет юношу направили
учиться в Петербург в институт корпуса инженеров
путей сообщения. После института он был послан на
ответственный участок изыскательских работ по
строительству дорог на Северном Кавказе, от Лабы
к Сухуми.
Способности инженера И. Д.
Иноземцева были замечены в Министерстве путей
сообщения и, начиная с 1871 года, он уже занимает
высокие посты в Управлении Киевско-Брестской,
Юго-Западной железных дорог: заместителя,
главного инженера службы тяги и подвижного
состава, а затем начальника службы тяги и
подвижного состава.
15 декабря 1879 года последовал
Высочайший приказ об увольнении его из
Министерства и переводе в Общество Ростово-Владикавказской
железной дороги на должность управляющего. При
его работе на этой должности Обществом
Владикавказской железной дороги построены и
введены в эксплуатацию 2150 км железных дорог.
Особое внимание И. Д. Иноземцев уделил
строительству и эксплуатации курортной ветви
Минеральные Воды - Кисловодск, проходящей по
тяжелым участкам в предгорьях Кавказа.
Часто бывал на этой ветви и
принимал меры для обеспечения нормальной,
безаварийной работы. В подлиннике аттестата И. Д.
Иноземцева, подписанном министром путей
сообщения 8 марта 1912 года, подробно расписано
продвижение его по службе, присвоение чинов и
награждение орденами. К концу службы он был
произведен в тайные советники, т. е. в звание
генерал-лейтенанта.
Однако, находясь у
руководства Владикавказской дорогой, он никогда
не выставлял напоказ присвоенные ему высокие
звания, подписывал все документы так:
управляющий Владикавказской железной дороги -
инженер Иноземцев. Он гордился званием инженера
путей сообщения, т. к. в те годы инженеры-железнодорожники
были одними из самых технически грамотных,
образованных людей.
За добросовестную службу
Иван Дмитриевич был награжден орденами:
Станислава I, II, III степеней, Владимира III и IV
степеней, Анны III степени, Льва и Солнца I, И, III
степеней. Причем большинство орденов, и это
отмечено в аттестате, вручены ему за конкретные
дела - строительство железных дорог, перевод
войск в период турецкой войны, за особые труды по
перевозке хлеба для населения местностей,
пострадавших от неурожая 1892 года, и т. д.
С соизволения Августейшей
покровительницы Общества Красного Креста
Государыни Императрицы Марии Федоровны за
содействие сему Обществу в деле оказания помощи
больным и раненым в русско-японской войне он
пожалован знаком Красного Креста.
Дорогой для Ивана
Дмитриевича наградой был Всемилостивейше
пожалованный из кабинета Его Императорского
Величества перстень, украшенный бриллиантами с
вензелем Его Императорского Величества. К концу
службы И. Д. Иноземцев по своему проекту построил
на станции Каррас прекрасный особняк и при уходе
на пенсию 23 августа 1908 года переехал в него с
семьей из Ростова-на-Дону. Глубокой осенью 1912
года болезнь Ивана Дмитриевича обострилась, и
его для лечения направили в Москву.
Умер он в Москве в 1913 году.
Похоронен был на Новодевичьем кладбище.
В 1914 году, выполняя завещание,
его перезахоронили на станции Каррас, в
выстроенной на территории станции часовне-усыпальнице.
В том же году станция Каррас переименовывается в
Иноземцево В названии станции достойно
увековечена важная страница жизни и работы
первого инженера-железнодорожника Ивана
Дмитриевича Иноземцева.
Детей у И. Д. Иноземцева было
трое: старший - Иван, рождения I892 года, младший -
Иван, 1894 года, и дочь - Мария, 1895 года рождения.
Дети считались внебрачными, так как первая жена
Ивана Дмитриевича, Р. А. Цитрон, развода не давала,
хотя с нею он практически не жил, детей не имел и
называл первую женитьбу ошибкой молодости.
Со второй женой, католичкой
Марией-Людвиг Карловной де Лене, он прожил долгие
годы в мире и согласии. Симпатичную, умную
француженку мучили эти обстоятельства,
трудности с определением детей в учебные
заведения. Она приложила много усилий, чтобы дать
детям хорошее домашнее образование.
Для продолжения учебы
сыновья выезжали за границу. В результате все
получили отличное воспитание и хорошее
образование. Овладели каждый несколькими
иностранными языками. Уходя в отставку, Иван
Дмитриевич обратился в Святейший Синод с
просьбой расторгнуть прежний брак и
зарегистрировать новый с Марией-Людвиг де Лене.
Такое разрешение от Святейшего Синода было
получено. Отставной тайный советник Иноземцев 25
апреля 1910 года повенчан вторым браком с Раисой
Сергеевной де Лене. (Принимая православную веру,
Мария Карловна пожелала иметь русское имя Раиса
Сергеевна).
Иван Иванович старший и Иван
Иванович младший закончили Московский институт
путей сообщения. Иван Иванович младший проходил
практику на Минераловодском отделении дороги,
находился на работах по проверке Юцкого
водопровода в 1916 году. Под его наблюдением
производились работы по развитию станции
Минеральные Воды, постройка путей Северного
парка, строительство зданий для дежурных бригад
машинистов и приемного покоя. После окончания
института он работал на Владикавказской
железной дороге в качестве производителя работ
на Кумагорском курорте Управления Кавказских
Минеральных Вод, проделал изыскание,
проектирование и сооружение двух главных плотин
в Минераловодском районе, по собственному
проекту осуществил постройку шлюза в
Георгиевском районе.
С детства он страдал
болезнью сердца и в 1928 году скончался. Похоронен
рядом с отцом, в семейной усыпальнице на станции
Иноземцево.
Иван Иванович старший после
окончания института работал в Управлении
Владикавказской, а затем Северо-Кавказской
железной дороги, последнее время - в должности
начальника службы пути.
В 1938 году был репрессирован вместе с большим
количеством руководящих работников дороги. В 1958
году семья получила извещение, что Иван Иванович
Иноземцев расстрелян и посмертно -
реабилитирован.
Дочь Ивана Дмитриевича
Иноземцева, Мария Ивановна, вторым браком была
замужем за Федором Тимофеевичем Воротынцевым,
работником МПС, ученым, ранее работавшим
начальником Минераловодской дистанции пути.
Умерла Мария Ивановна в 1965 году в Москве.
У Ивана Дмитриевича 10 внуков.
Разыскать и повидаться автору книги удалось
только с двумя внучками, дочкой Ивана Ивановича
младшего -Людмилой Ивановной, и дочкой Марии
Ивановны - Мариной Васильевной, внуком, Иваном
Ивановичем Иноземцевым, который приезжал из
Крыма на торжества по случаю 100-летия
Кисловодской ветви в 1994 году.
Проезжая станцию Иноземцево,
почти каждый пассажир обращает внимание на
стоящую на пригорке около путей небольшую
церквушку-часовню необычной архитектуры. Это
церковь семьи Иноземцевых. Здесь проводились
домашние богослужения, отпевание и захоронение в
полуподвальном помещении в саркофагах Ивана
Дмитриевича Иноземцева, его жены, Раисы
Сергеевны, сына, Ивана Ивановича, и других
родственников.
Сейчас, правда, это здание
можно и не заметить за различными современными
безобразными пристройками и сараями. Церкви
здесь давно нет, а покойники перезахоронены на
сельском кладбище.
Оставил добрую память о себе в наших краях и
другой первопроходец в строительстве железных
дорог главный инженер Владикавказской железной
дороги Михаил Станиславович Кербедз. Сын
известного мостостроителя М. С. Кербедз прибыл на
дорогу в 1885 году, и уже через шесть лет ему
поручили начать строительство Кисловодской
ветви. Строительство велось в сжатые сроки, в
тяжелых горных условиях, где надо было построить
более пятидесяти искусственных сооружений.
Документы свидетельствуют о его высоком
профессионализме, пунктуальности в вопросах
строительства. Так, при сдаче Минераловодской
ветви комиссия оценила качество построенной
ветви по высшему разряду. Во всех спорах с
коллегами, в письмах к начальству и властям М. С.
Кербедз отстаивал главное в строительстве -
качество и обеспечение безопасности движения.
* * *
- В 1892 году общество Владикавказской
железной дороги приступило к строительству
железнодорожной ветви Минеральные Воды -
Кисловодск. Несмотря на очень сложный профиль
пути (подъемы, крутые повороты, скалистый грунт,
десятки искусственных сооружений), железная
дорога в одну колею от Минеральных Вод до
Кисловодска длиною 60 верст и 240 саженей была
построена в короткий срок - менее чем за 2 года.
Курортная ветвь строилась по непосредственным
распоряжениям Общества Владикавказской
железной дороги и ее управляющего Ивана
Дмитриевича Иноземцева.
- К концу службы И. Д. Иноземцев по своему
проекту построил на станции Каррас прекрасный
особняк и при уходе на пенсию 23 августа 1908 года
переехал в него с семьей из Ростова-на-Дону. Умер
он в Москве в 1913 году. Похоронен был на
Новодевичьем кладбище. В 1914 году, выполняя
завещание, его перезахоронили на станции Каррас,
в выстроенной на территории станции
часовнеусыпальнице. В этом же году станция
Каррас переименовывается в Иноземцево. В
названии станции достойно увековечена важная
страница жизни и работы инженера-железнодорожника
Ивана Дмитриевича Иноземцева. Проезжая станцию
Иноземцево, почти каждый пассажир обращает
внимание на стоящую на пригорке около путей
небольшую церквушку-часовню необычной
архитектуры. Это церковь семьи Иноземцевых.
Здесь проводились домашние богослужения.
Открытие курортной ветви для регулярного
движения поездов состоялось 17 мая 1894 года.
| |
Ставропольские женщины
проголосуй за самую красивую
Женские тайны дочери Горбачева
Меня любит Julia
Roberts"
Наталья Орейро в бикини и без...
Телефоны
агропредприятий Ставрополья
Книгу можно купить, телефон (8652)
94-14-56
|