| |
СУРГУЧЕВ Илья Дмитриевич (15.2.1881,
Ставрополь - 19.11.1956, Париж) - прозаик, драматург,
очеркист. Родился в семье разбогатевшего
крестьянина, переселившегося в город. Занимался
самообразованием и, закончив гимназию, уехал в
Петербург. Поступил на восточный факультет
Петербургского университета, окончил китайское
отделение в 1907. Начал печататься в студенческие
годы в ставропольской газете "Северный
Кавказ", в петербургских журналах "Вестник
Европы", "Журнал для всех" и др.; вошел в
круг литераторов книгоиздательства
"Знание", руководимого тогда М.Горьким. В
конце 1900-х вернулся в Ставрополь, сотрудничал в
местной печати, участвовал в
общественно-политической жизни (выдвигался
кандидатом в Гос. думу). В то же время не порывал с
петербургскими изданиями, переписывался с
Горьким, Л.Андреевым и И.Буниным, высоко
оценившим талант С. В 1912 в сборнике "Знание"
(№ 39) вышла повесть С. "Губернатор", имевшая
большой резонанс. Описывая жизнь крупного
русского провинциального города тех лет, С., в
отличии от других писателей-современников,
избегая натурализма, сосредоточил внимание на
душевной жизни своих героев.
Нравственно-философское начало преобладало и в
последующих рассказах С., в которых, ставя героев
лицом к лицу со "смыслом жизни", он избегал
модных в декадентских кругах мотивов
безысходности и тоски. Определенное влияние на
прозу С. тех лет оказал Чехов и дидактика поздних
произведений Л.Толстого. "Победа в глубине
человеческих сердец" С. интересует больше, чем
общественно-политическая "злоба дня"
(типичны в этом смысле его рассказы
"Счастье", "В поезде", "Родители").
В 1913 в Александрийском театре
Петербурга была поставлена первая пьеса С. -
"Торговый дом" с М.Савиной в главной роли. По
просьбе присутствовавшего на спектакле
К.Ста-ниславского следующую свою пьесу
"Осенние скрипки" С. передал в Московский
Художественный театр. В 1915 она с большим успехом
была показана в МХТ в Москве и в Петербурге; если
в пьесе "Торговый дом" С. следовал
реалистической традиции А.Островского, то в
"Осенних скрипках" выступил как
продол-жа-тель психологической драмы Чехова и
Ибсена.
После октябрьского переворота
С., оставаясь в Ставрополе, сотрудничал в
антибольшевистской печати, с войсками генерала
Врангеля переехал в Крым, где издавал
собственную газету. В 1920 с частями белой армии
добрался до Константинополя, жизнь в котором
нашла отражение в написанной здесь пьесе "Реки
Вавилонские" с ее типичными для русской
эмиграции мотивами ностальгии и "вины перед
народом".
В 1921 С. поселился в Праге,
сотрудничал с литературными и театральными
эмигрантскими кругами. В организованном им
русском театре были поставлены "Осенние
скрипки" и "Реки Вавилонские". В 1924
переехал в Париж и с 1925 до конца жизни печатался в
умеренно-монархическом журнале
"Возрождение", считая себя "не
политическим, а эмоциональным монархистом". С
1930 в составе редакции "Возрождения"; вел
отдел прозы и очерка. Опубликовал в журналах
"Возрождение", "Грани" и др. множество
рассказов и очерков на темы жизни русской
эмиграции и воспоминания о Северном Кавказе и
студенческих годах; издал роман "Ротонда"
(Париж, 1952) и книгу рассказов. Работал в последние
годы над незавершенной пьесой "Вождь" о
Сталине, который в молодости, скрываясь от
полиции, служил в доме отца С. лакеем-поваром.
Отрывок из этой пьесы под названием "За
чахохбили" опубликовал в журнале "Грани"
(1954, № 20). Не оставляя интерес к театру (сам
пробовал себя актером еще в Петербурге), основал
в Париже в 1942 в зале Гужона "Театр без
занавеса" (реж. Ю.Загребальский), в котором
несколько лет ставились пьесы, водевили,
оперетты, балетные интермедии. С. выступал как
режиссер, актер (играл в пьесе А.Аверченко
"Старики"), чтец собственных рассказов, В
Париже несколько раз ставилась пьеса С.
"Осенние скрипки", существует ее
экранизация на французском языке. В конце жизни
задумал роман о русской жизни "Ночь",
действие которого должно было охватывать период
от начала века до событий послевоенного времени;
отрывки романа публиковались в журнале
"Возрождение".
Независимая позиция С. не
способствовала его сближению с широкими
эмигрантскими кругами. Под старость вел
уединенный образ жизни, занимался
библиофильством, собиранием икон, обладал
большой коллекцией антиквариата, которую
незадолго до смерти продал в США. По
воспоминаниям эмигрантов, в Париже С. выглядел
как "русский, чистый, прямой, крепкий, твердый
"мужик" ...с университетским
образованием". Творчество С. эмигрантского
периода получало неизменно положительные
оценки, его имя ставилось в один ряд с
"духовными наследниками Достоевского,
Толстого, Чехова", представителями
писательского "цеха русского зарубежья"
(И.Бунин, Б.Зайцев, А.Куприн, Д. Мережковский,
А.Ремизов, И.Шмелев). Похоронен С. на парижском
кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Рассказы и пьесы С.
переведены на иностранные языки, пьесы ставились
в Германии, скандинавских странах.
Соч.: Соч., т. 1. 3, 4. Пг.-М., 1915-17;
Рассказы, т. 1-2, СПб., 1910-13; Осенние скрипки и
рассказы. Пг., 1915 (2-е изд. 1916); Преддверие. М., 1917;
Вань-кина молитва. М., 1918; Эмигрантские рассказы.
Париж, [1927]; Детство императора Николая II. Париж,
1953; Губернатор. Повесть, рассказы. М., 1987; Реки
Вавилонские / Литература русского Зарубежья.
Антология, T.I, кн. 1. М., 1990.
Лит.: Горький М. Материалы и
исследования, т. 1. Л., 1934; Его же. Письма к
И.Д.Сургучеву. 1911-1913 / Горький М. Собр. соч.: В 30-ти
т., т. 29-30. М., 1955;
Веритинов Н. Человек глубоких
прозрений. К годовщине смерти И.Д.Сургучева //
Возрождение, 1957, № 72; Унковский В. Зарубежный
Сургучев // Грани, 1959, № 44; Симонова 3. Свидетели
Защиты // Там же; Кузнецов A.M. "Сургучев обещает
немало" / Сургучев И.Д. Губернатор. Повесть,
рассказы. М., 1987.
СУРГУЧЕВ ИЛЬЯ ДМИТРИЕВИЧ (15[27].02.1881—15.09.1956),
ПИСАТЕЛЬ.
СУРГУЧЕВ Илья Дмитриевич (15[27].02.1881—15.09.1956),
писатель. Окончил факультет восточных языков
Петербургского университета (1907). В 1912
опубликовал свое основное произведение — роман
«Губернатор», герой которого, старый боевой
генерал, с годами осознает моральное и духовное
крушение существующих устоев общества.
Сургучеву принадлежат пьесы «Торговый дом» (1913,
пост. Александринского театра; 1914, пост. Малого
театра) и «Осенние скрипки» (1915, пост. МХТ),
повесть «Песни о любви» (1915), рассказы. В 1920
Сургучев эмигрировал. Если до революции одним из
излюбленных приемов Сургучева было описание
людей путешествующих, то в эмиграции ему на смену
приходит странник, обреченный на скитания, но
живущий мечтой о возвращении на родину. До 1917
повествователь «чувствовал себя гордым,
надменным сыном великой страны», а в эмиграции
перед нами человек, чья «Россия ушла в подводное
царство, как град Китеж, а то, что осталось, сошло
с ума и свое первородство продало за чечевичную
похлебку…» («Эмигрантские рассказы». Париж, 1927).
Наиболее значительным из написанного Сургучевым
за рубежом являются повести «Детство императора
Николая II» (Париж, 1953) и роман «Ротонда» (Париж,
1952). В повести писатель показывает жизнь царской
семьи глазами маленького мальчика, взятого во
дворец в товарищи к наследнику престола. Через
восприятие ребенка передано православное
понимание монархии и царя — помазанника Божия.
Соч.: [Сочинения]. Т. 1, 3, 4. Пг.; М., 1915—17; Рассказы. Т.
1—2. Пг., 1910—13; Преддверие. М., 1917; Ванькина молитва.
Первый час: Рассказы. М., 1918; Эмигрантские
рассказы. Париж, [б. г.]; Губернатор: Повести,
рассказы. М., 1987.
| |
Ставропольские женщины
проголосуй за самую красивую
Женские тайны дочери Горбачева
Меня любит Julia
Roberts"
Наталья Орейро в бикини и без...
Телефоны
агропредприятий Ставрополья
Книгу можно купить, телефон (8652)
94-14-56
|