| |
Приложение 8
(к ст. 5.3.9)
Нормы браковки канатов грузоподъемных кранов-манипуляторов
1. Браковку канатов грузоподъемных кранов-манипуляторов,
находящихся в эксплуатации, проводят в
соответствии с настоящим приложением.
Для оценки безопасности использования канатов
используются следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 — 3), в
том числе наличие обрывов проволок у концевых
заделок, наличие мест сосредоточения обрывов
проволок, интенсивность возрастания числа
обрывов проволок;
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая
разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения
проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости,
корзинообразности, выдавливания проволок и
прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов
и т.п.;
з) повреждения в результате температурного
воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковку канатов, работающих со стальными и
чугунными блоками, следует проводить по числу
обрывов проволок в соответствии с табл. 1.
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных
для подъема людей, а также транспортирующих
расплавленный или раскаленный металл,
огнеопасные и ядовитые вещества, подлежат
браковке при вдвое меньшем числе обрывов
проволок.
Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых
канаты двойной свивки,
работающие со стальными и чугунными блоками,
бракуются
Число Конструкции Тип ГОСТ Группа классификации
(режима) механизма
несущих канатов по ИСО и свивки на Ml, M2, М3 и М4 М5, М6
проволок в государственным стандартам канат
крестовая свивка односторонняя свивка крестовая
свивка односторонняя свивка
наружных на участке длиной
прядях 6d 30d 6d 30d 6d 30d 6d 30d
nЈ50 6х7(6/1) 2 4 1 2 4 8 2 4
6х7(1+6)+1х7(1+6) ЛК-О 3066-80
6х7(1+6)+1о.с. ЛК-О 3069-80
8х6(0+6)+9о.с. ЛК-О 3097-80
51ЈnЈ75 6х19(9/9/1)* 3 6 2 3 6 12 3 6
6х19(1+9+9)+1о.с. ЛК-О 3077-80
6х19(1+9+9)+7х х7(1+6)* ЛК-О 3081-80
76ЈnЈ100 18х7(1+6)+1о.с. ЛК-О 7681-80 4 8 2 4 8 16 4 8
101ЈnЈl20 8х19(9/9/1)* 5 10 2 5 10 19 5 10
6х19(12/6/1)
6xl9(12/6+6F/l)
6x25FS(12/12/l)*
6х19(1+6+6/6)+7х x7(l+6) ЛК-Р 14954-80
6xl9(l+6+6/6)+lo.c. ЛК-Р 2688-80
6х25(1+6; 6+12)+lo.c. ЛК-З 7665-80
6х25(1+6; 6+12)+7х7(1+6) ЛК-З 7667-80
121ЈnЈl40 8х16(0+5+11)+9о.с. ТК 3097-80 6 11 3 6 11 22 6 11
141ЈnЈ160 8xl9(12/6+6F/l) 6 13 3 6 13 26 6 13
8х19(1+6+6/6)+lo.c. ЛК-Р 7670-80
161ЈnЈ180 6х36(14/7+7/7/1)* 7 14 4 7 14 29 7 14
6х30(0+15+15)+7о.с. ЛК-О 3083-80
6х36(1+7+7/7+14)+ +lo.c.* ЛК-РО 7668-80
6х36(1+7+7/7+14)+ +7х7(1+6)* ЛК-РО 7669-80
181ЈnЈ200 6х31(1+6+6/6+12)+ +lo.c. 8 16 4 8 16 32 8 16
6x3l(l+6+6/6+12)+ +7х7(1+6)
6x37(l+6+15+l5)+ +lo.c. ТЛК-О 3079-80
201ЈnЈ220 6х41(16/8+8/8/1)* 9 18 4 9 18 38 9 18
221ЈnЈ240 6х37(18/12/6/1)
18xl9(l+6+6/6)+lo.c. ЛК-Р 3088-80
241ЈnЈ260 10 21 5 10 21 42 10 21
261ЈnЈ280 11 22 6 11 22 45 11 22
281ЈnЈ300 12 24 6 12 24 48 12 24
300Јn 0,04n 0,08n 0,02n 0,04n 0,08n 0,16n 0,04n 0,08n
Примечания. 1. n - число несущих проволок в
наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими,
поэтому не подлежат учету. В канатах с
несколькими слоями прядей учитываются проволоки
только видимого наружного слоя. В канатах со
стальным сердечником последний рассматривается
как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством
оборванных концов проволок, которых может быть в
2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных
проволок во внешних прядях, превышающим диаметр
проволок нижележащих слоев, класс конструкции
понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с
блоками из синтетического материала или из
металла с синтетической футеровкой отмечается
появление значительного числа обрывов проволок
внутри каната до появления видимых признаков
обрывов проволок или интенсивного износа на
наружной поверхности каната. Такие канаты
отбраковываются с учетом потери внутреннего
сечения.
6. Незаполненные строки в графе «Конструкции
канатов по ИСО и государственным стандартам»
означают отсутствие конструкций канатов с
соответствующим числом проволок. При появлении
таких конструкций канатов, а также для канатов с
общим числом проволок более 300 число обрывов
проволок, при котором канат бракуется,
определяется по формулам, приведенным в нижней
строке таблицы, причем полученное значение
округляется до целого в большую сторону.
Рис. 1. Обрывы и смещения проволок каната
крестовой свивки
Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:
а — в канате крестовой свивки; б — в канате
односторонней свивки
Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного
блока:
а — в нескольких прядях каната; б — в двух прядях
в сочетании с местным износом
3. При уменьшении диаметра каната в результате
поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5)
на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром
канат подлежит браковке даже при отсутствии
видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате
повреждения сердечника — внутреннего износа,
обмятая, разрыва и т.п. (на 3% от номинального
диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у
остальных канатов) канат подлежит браковке даже
при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6).
При наличии у каната поверхностного износа или
коррозии проволок число обрывов как признак
браковки должно быть уменьшено в соответствии с
табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра
наружных проволок в результате, износа (см. рис. 4,д)
или коррозии (см. рис. 5,д) на 40% и более канат
бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по
диаметру производится с помощью микрометра или
иного инструмента, обеспечивающего аналогичную
точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов
проволок, а также при наличии поверхностного
износа проволок без их обрыва канат может быть
допущен к работе при условии тщательного
наблюдения за его состоянием при периодических
осмотрах с записью результатов в журнал осмотров
и смены каната по достижении степени износа,
указанной в табл. 2.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый
бракуется в отдельности, причем допускается
замена одного, более изношенного каната.
Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой
свивки:а — небольшие лыски на проволоках; б —
увеличенная длина лысок на отдельных проволоках;
в — удлинение лысок в отдельных проволоках при
заметном уменьшении диаметра проволок; г— лыски
на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д
— интенсивный износ всех наружных проволок
каната (уменьшение диаметра проволок на 40%) Рис. 5.
Поверхностная коррозия проволок каната
крестовой свивки:а - начальное окисление
поверхности; б — общее окисление поверхности; в
— заметное окисление; г — сильное окисление; д -
интенсивная коррозия
Рис. 6. Местное уменьшение диаметра каната на
месте
разрушения органического сердечника
Таблица 2
Нормы браковки каната в зависимости
от поверхностного взноса или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате
поверхностного износа или коррозии, % Число
обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1
10 85
15 75
20 70
25 60
30 и более 50
Рис. 7. Уменьшение площади поперечного сечения
проволок
(интенсивная внутренняя коррозия)
Рис. 8. Волнистость каната (объяснение в тексте)
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е.
для контроля потери металлической части
поперечного сечения каната (потери внутреннего
сечения), вызванных обрывами, механическим
износом и коррозией проволок внутренних слоев
прядей (рис.7), канат необходимо подвергать
дефектоскопии по всей его длине. При регистрации
при помощи дефектоскопа потери сечения металла
проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
5. При обнаружении в канате одной или нескольких
оборванных прядей канат к дальнейшей работе не
допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и
направлением ее спирали (рис.8). При совпадении
направлений спирали волнистости и свивки каната
и равенстве шагов спирали волнистости Hв и свивки
каната Нк канат бракуется при dві1,08dк, где dв ѕ
диаметр спирали волнистости, dк ѕ номинальный
диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали
волнистости и свивки каната и неравенстве шагов
спирали волнистости и свивки каната или
совпадении одного из параметров канат подлежит
браковке при dві4/3dк. Длина рассматриваемого
отрезка каната не должна превышать 25 dк.
7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей
работе при обнаружении: корзинообразной
деформации (рис.9); выдавливания сердечника (рис.10);
выдавливания или расслоения прядей (рис.11);
местного увеличения диаметра каната (рис.12);
местного уменьшения диаметра каната (см. рис.6);
раздавленных участков (рис.13); перекручиваний (рис.14);
заломов (рис.15); перегибов (рис.16); повреждений в
результате температурных воздействий или
электрического дугового разряда,
Рис. 9. Корзинообразная деформация
Рис. 10. Выдавливание сердечника
Рис. 11. Выдавливание проволок прядей:
а — в одной пряди; б — в нескольких прядях
Рис. 12. Местное увеличение диаметра каната
Рис. 13. Раздавливание каната
Рис. 14. Перекручивание каната
Рис 15. Залом каната
Рис. 16. Перегиб каната
| |
Ставропольские женщины
проголосуй за самую красивую
Женские тайны дочери Горбачева
Меня любит Julia
Roberts"
Наталья Орейро в бикини и без...
Телефоны
агропредприятий Ставрополья
Книгу можно купить, телефон (8652)
94-14-56
|