"Женщина и визуальные знаки"
ИНТЕРВЬЮ С НАДЕЖДОЙ
АЖГИХИНОЙ
(отрывок)
Анна Альчук: А каково твое отношение к
рекламе, которая при своем появлении вызвала
большое недовольство женской части населения?
Теперь, похоже, к ней все привыкли.
Надежда Ажгихина: Я знаю некоторых
феминисток, которые очень возмущались рекламой
гигиенических прокладок. Таня Клименкова
говорила тогда, что "женщине заглянули в
трусы". Я не вижу в этом ничего плохого.
Наоборот, это часть культуры полового
просвещения, которая очень важна. Наконец-то
стали пропагандировать презервативы, которые
наши мужчины привыкли воспринимать крайне
негативно. А тут с большого экрана им говорят о
безопасном сексе. Это спасет наше население от
многих бед. У нас же эта часть жизни была
спрятана, считаясь постыдной... Конечно, когда у
нас возникла реклама, женская внешность стала
восприниматься как товар. Товарными стали
некоторые стереотипы, например "баба - дура".
Имелось в виду, что она красивая, но глуповатая.
Запомнилась реклама компьютера, когда мальчик
объясняет его работу девочке и та ничего не может
понять, тогда он говорит: "Ну а теперь для тех,
кто понял". Была еще унизительная реклама
показывавшая полуобнаженную девушку, сидящую на
колесе большого автомобиля. Надпись гласила:
"Измерим глубину протектора". Это, конечно,
недопустимо. Женский образ используется и как
образ потребительницы - показывая женщину,
сидящую в машине, подразумевают кроме того, что
она может эту машину купить. Дело в том, что объем
покупок автомобилей со стороны женского
населения планеты очень вырос.
А.А.: Если ты помнишь рекламу "МММ",
которая обыгрывала местные стереотипы и
вследствие этого оказалась эффективна, там
показаны очень активные женщины, которые всегда
сами решают, какие покупки (a данном случае,
"МММ") надо сделать, и навязывают свое решены
мужчинам. Ведь это отражает реальную ситуацию
нашего общества, когда в большинстве семей
женщины играют решающую роль, управляют своими
мужьями и сыновьями. Я говорю об этом не случайно,
ведь такая ситуация, ситуация преобладания
сильных и властных женщин, должна как-то
сказываться и на местной феминистической теории,
если, конечно, она не заимствуется с Запада.
Н.А.: Я боюсь, что наш народный феминизм,
представленный активными женщинами,
руководящими своими семьями, и академический
феминизм, представленный ничтожным количеством
исследовательниц, не совпадают. Разница велика и
в ближайшее время преодолена едва ли будет. Наши
исследовательницы должны с большим вниманием
относиться к практике российских женщин. Пока
новых теоретических построений на российской
почве очень мало, а наша практика уникальна.
Нашим женщинам всегда приходилось упорно
трудиться в тяжелых условиях и в отсутствие
мужчин. Это уже заложено в генотипе. В ХХ веке
было столько войн и репрессий, и воспитывали
детей женщины. Вот эта ситуация недостаточно
исследована. А то, о чем пишет Дворкин, довольно
далеко от нас. Мне европейская реальность
кажется ближе, ведь Америка - это
страна-подросток с собственными комплексами.
Россиянки в смысле практического феминизма куда
более деятельны и свободны, чем американки. В
свою очередь, американки в большой степени -
жертвы стереотипов, в том числе и феминистских.
А..А.: Почему же не возникает адекватного
дискурса?
Н.А.: Тот снобизм, который был присущ нашей
интеллигенции, есть и в феминизме. Народная
культура со своими исканиями, со своим
феминизмом существует совершенно отдельно. Это
видно и по женским организациям. Довольно часто
рафинированные исследовательницы из больших
городов и те же солдатские матери не могут найти
общего языка. Надо сказать, что многие люди,
интересующиеся положением женщин, испытывают к
малопонятным западным теориям стойкую
идеосинкразию. Это рикошетом отразилось вообще
на гендерных исследованиях. Но я с оптимизмом
смотрю в будущее. Я думаю, наши женщины себя еще
покажут, не могут не показать.
А.А.: Если возвратиться к комитетам
солдатских лотерей...
Н.А.: Ими никто всерьез не интересуется.
Многие наши феминистки считают их неженской
организацией, потому что они не ставят своей
задачей улучшение положения женщин и не борются
за равенство прав. Они сами вряд ли согласятся
назвать себя феминистками. Какой феминизм, когда
у них погибают сыновья?! Это в основном женщины
небогатые, которые поняли, что никто не защитит
их детей, кроме них самих. И мне очень жаль, что
наши феминистки не нашли с ними контакта. Я
никогда о них не забываю, когда пишу о
перспективах женского движения. На самом деле
это единственная всенародно признанная женская
организация в России. То, что есть комитеты
солдатских матерей - спроси о них любого человека
на улице, - знают все. Они существуют везде: в
каждом субъекте Федерации, в каждом городе, в
каждой деревне. К сожалению, им недостает опыта
работы с прессой, в частности по поводу
формирования своего визуального имиджа.
Журналистам трудно получить от них оригинальный
снимок, будь то марш материнского сострадания,
поездка на места боев, пикеты или демонстрации. К
счастью, если рядом с ними оказываются
фотокорреспонденты, они их обязательно
фотографируют. Многие такие фотографии облетели
весь мир и показали людям подлинные лица
российских женщин, выступающих за обновление
нашего общества.
Москва, январь 2000 г.